3 совета, как пережить кризис 3-х лет
Если Вы уверены, что развитие речи и мышления ребёнка соответствует возрастной норме, то этот пост для Вас!
Если есть сомнения – изучите раздел «Дефектолог» и статьи в разделе «Запуск речи и развитие ребенка».
Итак, что важно знать родителям о самом кризисе
- Первое, что мы держим в уме – ребенок не издевается, не манипулирует (только позже он этому научится).
Его капризы, упрямство и истерики не про то, что он Вас не любит и что Вы плохая мама и плохо воспитываете.
Это история про то, что ребенок переживает тяжелейшее время, и что это кризис, поэтому должен ПРОТЕКАТЬ ОСТРО. - Особенно нелегко он даётся для мам, поскольку, когда 2,5-3 года являешься для кого-то центром вселенной, оплотом выживания, безопасности, в прямом смысле едой, прислугой, развлечением, контейнером всех переживаний… И сейчас сил и понимания «КТО Я ТАКАЯ?» остаётся немного.
- На третьем году жизни происходит СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ у ребенка. Он начинает понимать, что ОН ОТДЕЛЬНЫЙ (а не «мы» – я и мама), у него есть свои желания, а так же понимание, как он может получить желаемое.
Появляются настойчивость и упрямство, желание, чтобы непременно сделали, как он сказал, желание перечить тому, что сказал взрослый, попытки выражать свой протест родителям в устной или физической форме (топнуть ногой, оттолкнуть…) - Кроме того, на физиологическом уровне идёт активное развитие системы, отвечающей за эмоции. А это значит, что ребенка периодически «накрывает» очень СИЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ и ему тяжело переключиться с неё, не то что справится с ней.
- И во всей этой истории, конечно, немаловажна родительская роль, и в первую очередь, это про то, в каком состоянии я сам(а) нахожусь и про то, как я весь этот процесс воспринимаю. И если я с позиции «Взрослого» ПОНИМАЮ, что ему, как и мне, сейчас нелегко, и мы существуем на полувоенном положении, то ребенок этого не понимает.
Поэтому именно сейчас очень важно:
- Предоставлять ребёнку больше свободы и самостоятельности.
- Позаботиться о себе.
Только в этом случае есть шансы оставаться по одну сторону баррикад.
Как это делать?
- Устанавливайте правила и проговаривайте их малышу, например:
- совершенно точно нельзя: бить маму, залезать на подоконник, кусать кота, трогать электрическую розетку и т.д.
- можно вместе со взрослым: обращаться с ножами, ножницами, техникой, переходить дорогу и т.д.
- можно самому малышу: одеваться, играть одному, наводить порядок как ему нравится, есть, сколько он хочет и что он хочет и т.д.
- Пересматривайте приоритеты, смиритесь с тем, что какое-то время в доме может быть не идеальный порядок, что крик и плач малыша – не всегда катастрофа, а Ваше состояние – важнее и потому пристраивайте малыша папе, бабушке, няне, а Вы:
в бассейн, библиотеку, на маникюр – нужное подчеркнуть.
При таком подходе мы помогаем малышу становиться отдельным, выращивать «себя». - Помните, что самое лучшее, что мы можем транслировать ребенку – это послание: «Ты у меня чудесный! Ты нравишься мне! Я тебя одобряю!»
Так мы закладываем основы развития гармоничной личности.
Если Вам нужна помощь в понимании своего ребёнка, себя и своей ситуации – приходите!
Запись по тел.: 8-913-006-06-54