logo

Дефектолог

Дефектолог – это специалист, который помогает ребенку познать все, или почти все, из того, что он должен знать по возрасту, но не освоил в силу своих возможностей.

В настоящее время сложилась путаница в названии профессии и многие считают, что логопед-дефектолог и дефектолог – это один и тот же специалист. Это неверно. Основная задача логопеда – это постановка и автоматизация звуков, развитие связной речи. Задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы речь у ребенка появилась, и ребенок был готов к занятиям логопеда.

Дефектология образовалась на стыке наук: философии, психологии, педагогики, медицины.

И дефектолог – это специалист, который работает с детьми с особенностями развития и помогает им развиваться правильно, адаптироваться к условиям окружающей действительности, научиться учиться, общаться и по возможности – стать самостоятельными.

Как правило, дефектолог – это первый специалист, который должен начинать работу с ребенком, имеющим особенности в развитии, и его семьей в целом. Потому что именно от семьи, включенности родителей в коррекционный процесс, зависит успех всей проводимой в последствии реабилитационной работы.

Дефектолог проводит работу с категориями детей:

  • все малыши до 3-х лет;
  • неговорящие дошкольники;
  • дети школьного возраста с особыми образовательными потребностями;
  • дети с нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы и коммуникации.

Работает с диагнозами и состояниями:

  • ТЗРР (темповая задержка речевого развития);
  • Последствия ППЦНС (перинатального поражения центральной нервной системы), гипоксии, асфиксии, ишемии;
  • ОНР (общее недоразвитие речи);
  • Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия;
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • РАС (расстройство аутистического спектра), аутизм;
  • Умственная отсталость.

Почему родители обращаются к дефектологу?

Основная причина обращений – это задержка речевого развития у ребенка. И когда речи у ребенка нет, то появляются особенности в поведении у детей, с которыми родителям сложно справиться самостоятельно.

В чем могут проявляться сложности в поведении:

  • дети визжат, кричат, падают на пол;
  • не отпускают маму ни на минуту;
  • не интересуются игрушками, не замечают их;
  • игрушки замечают, но вся игра сводится к тому, что ребенок высыпает игрушки из контейнеров/коробок, не играет ими по назначению.
  • на улице убегает от родителей;
  • предпочитает одни и те же маршруты;
  • не отзывается на имя;
  • не играет с мамой в «Ладушки», «Сороку», «Гуси-гуси»;
  • не реагирует на обращенную к нему речь;
  • не выполняет просьбы родителей;
  • игнорирует сверстников;
  • с ребенком сложно сходить к врачу, в магазин;
  • не позволяет маме почитать ему книжку, ребенок забирает книжку или стремится быстрее перевернуть страницу.

И запрос родителей к дефектологу звучит так: ребенок должен слушаться, уместно себя вести дома и вне дома, уметь играть и разговаривать.

Как работает дефектолог?

Речь – это самая-самая высшая психическая функция. И чтобы она появилась – важно сделать для неё основание.

И именно дефектолог – тот специалист, который умеет его делать.

Можно выделить 6 составляющих этого основания (над формированием чего работает дефектолог):

  1. Формирование навыка сотрудничества – ребёнок учится быть в контакте со взрослым (родителем или педагогом) и получает удовольствие от общения и совместной игры.
  2. Развитие слухового внимания и восприятия – ребенок учится всегда реагировать на речь, смотреть на человека, который к нему обращается.
  3. Развитие понимания речи. Пока ребенок не научится понимать речь, он не сможет говорить.
  4. Формирование навыка имитации – ребёнок смотрит на взрослого и научается повторять за ним движения рук, ног, тела, а далее артикуляцию и произношение звуков, слогов, слов.
  5. Формирование навыка просьбы – ребёнок учится просить: жестами, звуками…
  6. Ребёнок учится стараться и прилагать усилия, повторять одно действие несколько раз.

Если у ребёнка нет физиологических проблем, то при наличии этих шести умений – ребенок заговорит.

Когда к нам приходит неговорящий ребёнок, то наши дефектологи первоначально работают именно по этим 6 шагам.

Иногда у ребёнка есть нежелательное поведение (то есть ребёнок ведёт себя неуместно ситуации, разрушает пространство, причиняет вред себе или окружающим).

В этом случае – коррекция нежелательного поведения будет первоначальной работой дефектолога.

И только потом 6 шагов к запуску и развитию речи.

Для того, чтобы желаемые навыки сформировались быстрее, и ребёнок заговорил, мы рекомендуем добавить занятия по Методу Томатис.

Именно связка «Дефектолог + Томатис-терапия» = даёт быстрый результат на запуск и развитие речи у ребенка.

Когда ребенок начинает говорить фразами и простыми предложениями, мы добавляем в расписание ребенка занятия логопеда на коррекцию звукопроизношения.
До этого момента (пока ребенок не заговорил), занятия логопеда бесполезны.

Первичная диагностика дефектолога

Это самый важный этап всей предстоящей абилитационной/реабилитационной работы с ребенком.


Дефектолог:

  • через наблюдение, игру с ребенком и беседу с родителями проводит диагностику ребенка;
  • рассказывает об уровне актуального развития ребенка;
  • подробно разъясняет механизм формирования выявленного нарушения;
  • и составляет индивидуальный коррекционный маршрут (план работы).

Длительность первичной диагностики ребенка и консультации родителей – 1,5-2 часа.

От того, насколько профессиональным будет дефектолог и насколько качественно будет проведена первичная встреча зависит результативность всей дальнейшей коррекционной работы.

В нашем Центре – лучшая первичная диагностика дефектолога по вопросам задержки речевого развития и запуска речи.

Не теряйте времени: чем раньше начать коррекцию, тем легче и быстрее можно добиться результатов. Никого не слушайте, что нужно ждать 3-х или 4-х лет и ребенок сам заговорит.
Ребенок должен начать говорить фразой в 2 г. 3 мес. В 3 года ребенок должен разговаривать как взрослый человек.

Если речь не развивается, то и мышление ребенка начинает отставать в своем развитии.

Дети, заговорившие после 4-х лет, имеют трудности в обучении в школе.

Запись на первичную диагностику к дефектологу
по тел.: 8-913-006-06-54

Приглашаем в раздел Статьи, подраздел «Запуск речи и развитие ребенка», в нем собрано много полезной информации для родителей.

Закрыть