logo

АВА-терапия

Applied Behavior Analysis (ABA), АВА-терапия – переводится как Прикладной Анализ Поведения.

В настоящее время это самый эффективный метод коррекции поведения детей с аутизмом и при таких состояниях, когда у ребенка вследствие непонимания речи, появляются нарушения поведения (сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, слуховая речевая агнозия, нарушения слухового внимания и восприятия).

АВА-терапия

АВА-терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков.

Главный принцип АВА-терапии: то, что происходит сразу после поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать. Если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.

Годом рождения АВА-терапии как самостоятельной научной дисциплины принято считать 1968 год. В это время был издан первый выпуск журнала прикладного анализа поведения. И. Ловаас изучил эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что при интенсивном обучении 40% детей преодолевают задержки развития и к школьному возрасту овладевают различными навыками, в том числе социальными, наравне со сверстниками.

В отношении АВА-терапии есть предубеждения, что это дрессировка, но это в корне ошибочно. Люди практически постоянно используют поощрение или наказание, чтобы регулировать поведение других. Это происходит и в обычной жизни взрослых людей.

Ситуация для примера
Муж вымыл после ужина посуду. Жена общается по телефону с подругой, муж слышит ее разговор.

Далее 2 варианта развития ситуации.

1 вариант:

Жена говорит подруге: «У меня муж такой чудесный! Помогает мне постоянно, вот только что помог мне с посудой после ужина!»

Муж слышит, ему приятно, что его хвалят и им хвастаются, и вероятность того, что он завтра вновь вымоет посуду или поможет с чем-то еще по дому, резко возрастает.

2 вариант:

Жена говорит подруге: «Ой, мой такой подкаблучник! Что не скажу ему, он все делает!»

Муж слышит эти слова, обижается, злится и вероятность того, что он в дальнейшем будет помогать жене и слышать ее просьбы, сводится к нулю.

То есть важно ТО (приятное или неприятное), ЧТО происходит после желаемого поведения.

Данный подход работает и со взрослыми, и с детьми.

Прикладной анализ поведения изучает поведение и работает с тем поведением, которое имеет важное значение для общества. Работа с поведением всегда основана на знании его принципов и законов, а они одинаковы для всех. Специалисты только изменяют окружающую среду для того, чтобы изменить поведение.

В качестве подкрепления/усиления желаемого поведения ребенку предоставляется приз, мотивационный предмет: игрушка, похвала, активные игры и т.д. Таким образом специалисты закрепляют (подкрепляют) желаемое поведение, обучая ребенка.

АВА включает в себя:

  • систему подсказок;
  • методики обучения;
  • манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами, стимулами в среде;
  • режимы поощрения.

В нашем Центре АВА-терапия применяется на занятиях дефектолога, как один из методов, применяемых для коррекции поведения, запуска речи, формировании мотивации к взаимодействию с педагогом и развитию игровой деятельности.

Закрыть