Адаптация к детскому саду
В Центре детской психологии и развития речи «Томатис 54» разработана и апробирована технология работы с детьми 2-4,5 лет, позволяющая ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Необходимые для успешной адаптации ребенка к детскому саду умения и навыки, нами были систематизированы в 5 групп. Безусловно, они взаимосвязаны между собой и развитие одних качеств и навыков обуславливает формирование других навыков.
1. Физические:
- развиты по возрасту основные движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ползание, умение скатываться с горки, залезать на шведскую стенку и спускаться с нее);
- умение одеваться и раздеваться, возможно с небольшой помощью взрослого;
- умение пользоваться ложкой, стаканом, пережевывать пищу;
- сформированы туалетные навыки (горшок либо унитаз); мытье рук с мылом, вытирание рук полотенцем; умывание лица и вытирание полотенцем; сморкание носа.
2. Речевые:
- ребенок отзывается на имя;
- понимает простые инструкции;
- говорит отдельные слова (1,5-2 года), фразы (2 года), простые предложения (2,5 года);
- умеет выразить просьбу словами, обратиться за помощью.
3. Эмоционально-поведенческие:
- эмоции ребенка адекватны ситуации;
- не тревожится в знакомом месте, если мама отошла от него;
- выполняет простую инструкцию родителя/воспитателя;
- умеет самостоятельно засыпать днем;
- понимает и адекватно реагирует на разрешения и запреты («Нет», «Нельзя», «Стоп»); понимает и соблюдает правила.
4. Игровые:
- проявляет интерес к игровому материалу;
- не разбрасывает и не высыпает из коробок/контейнеров все игрушки сразу;
- есть предметная игра, элементы сюжетной игры и далее по возрасту;
- умеет складывать игрушки после игры в коробку.
5. Коммуникативные:
- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за ними, подходит, присоединяется к деятельности других детей;
- не боится, когда к нему подходят/обращаются другие дети, знакомые и незнакомые взрослые, улыбается, не прячется за маму;
- пользуется речью при коммуникации (не криком, не физическими жестами после 3-х лет);
- знает и использует социально-одобряемые слова и жесты: «Привет», «Пока», «Спасибо»;
- использует указательный жест.
Зная необходимые для успешной адаптации в ДОУ умения и навыки у ребенка, выстраивается коррекционно-развивающая работа с каждой семьей.
На первичной диагностике, которая осуществляется педагогом-дефектологом, проводится знакомство с ребенком, его семьей. Используются методы наблюдения, беседы и игры. Проводится сбор анамнеза развития ребенка и оценивается сформированность знаний, умений и навыков ребенка по описанным выше критериям.
В зависимости от выявленной ситуации для каждой семьи составляется план работы (индивидуальный коррекционный маршрут для ребенка).
Как правило, к работе с ребенком и семьей привлекаются дефектолог и психолог.
В ряде случаев дополнительно используется Метод Томатиса, как способ стимуляции развития ребенка, так и для формирования первых навыков взаимодействия ребенка в группе сверстников. Бережные занятия с мамой в мини-группах от 2 до 4 человек, под руководством педагога-дефектолога или психолога формируют у малышей опыт адаптации к детскому коллективу, интерес к совместной игре со сверстниками и мотивацию к посещению детского сада.
Запись на диагностику и консультацию по телефону: 8-913-006-06-54