logo

Нейропсихология: опыт и контекст

Это статья для тех, кто хочет разобраться, почему нейропсихологические занятия полезны и эффективны. Также коснемся вопроса, почему так много проблем в развитии у современных детей.

В этой статье мы постарались изложить научные факты простыми словами.
Приятного чтения!

Давайте вспомним как работает наш мозг. Он постоянно создаёт миллионы прогнозов, основываясь на вашем опыте. Он получает терабайты информации, обрабатывает её, сравнивает с вашим опытом, ищет аналогии, создаёт концепты и прототипы, и делает прогнозы. Т.е. всё, что мы видим, слышим, чувствуем, – это не реакция на мир, а реакция на прогнозы вашего мозга.

Мозг – это желе, которое замкнуто в темноте черепной коробки. Он не взаимодействует с внешним прекрасным миром самостоятельно. Он может только получать частички информации из света, вибрации и химических элементов через ваши органы чувств, чтобы строить картину мира в вашей голове. Для построения такой картины мозгу нужны две важные вещи: ваш опыт и контекст.

Опыт не обязательно должен происходить именно с вами, это могут быть даже культурные особенности народа.

Не менее важен для мозга контекст. Мозг знает, что один и тот же громкий звук может означать разную информацию: хлопнула дверь, лопнул шарик, что-то взорвалось, кто-то выстрелил. Он определяет, какая именно поступила информация из контекста. Что вероятнее на свадьбе в Чечне: кто-то лопнул шарик или выстрелил в воздух по старой традиции? Мозг задаётся вопросом: какая именно комбинация из моего прошлого больше всего похожа на текущую информацию, имея те же инсайты, запахи, звуки, чувства и состояние организма?

Если вам предложат розовое мороженное, ваш мозг будет ожидать клубничный вкус. Но если вкус окажется солёным, рыбным, то это вызовет у вас отвращение (предсказание не сбылось). Однако, если вам предложат такое же мороженное и предупредят, что это деликатный мусс из дикого сибаса (погрузят мозг в контекст), оно вам понравится.

Иногда мозг может ошибиться с контекстом. Был интересный случай с одним нейробиологом, которую звали Лиза. Её долго добивался один молодой человек, которому она не отвечала взаимностью. Но в итоге она сдалась и согласилась сходить с ним на свидание. Там в кафе, спустя какое-то время, она поняла, что молодой человек ей нравится и что она зря его избегала. Её внимание было рассеяно, в животе порхали бабочки, кровь прильнула к щекам, сердцебиение было учащённым. Когда она пришла домой (одна) и рухнула на кровать, она поняла, что чувствует себя неважно. Её догадки подтвердил градусник. Всё это время мозг получал интероцептивную информацию организма, но трактовал её неверно, т.к. был в другом контексте. Если бы все эти ощущения Лиза испытывала дома под тёплым одеялом, она бы сразу догадалась о том, что у неё грипп, а не влюбленность.

Когда у мозга нет контекста, потому что он не может найти аналогию из вашего прошлого опыта, вся сенсорика для него становится шумом. Вы не будете понимать, что вызывает это чувство, вы не будете знать, что делать. Вот почему зачастую люди впадают в ступор в нестандартных ситуациях. Призывник, который не может разжать руку с гранатой на учениях, девушки, которые не сопротивляются насильнику, мужчина, который проходит мимо валяющегося человека без сознания на тротуаре. Их нельзя винить за это, просто в их прошлом не было хотя бы приблизительно отдалённо похожей ситуации, чтобы мозг мог соединить эти опыты и дать инструкцию к действию.

Когда мозг ошибается в предсказаниях, он очень быстро на этом обучается. Вот вам пример. В Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве жил-был царь. И было у царя три сына: старший – самый сильный, средний – самый красивый, и младший – он умер недавно от кровоизлияния в мозг. В конце предложения вы словили небольшой ступор, т.к. предсказание мозга не сбылось, потому что контекст тот же (вы читаете сказку), но опыт другой (младший, как правило, не умирал в начале сказки). Но если вы перечитаете это предложение, вам уже будет не так смешно. Мозг предсказал -> мозг смоделировал прототип -> мозг сравнил результат -> мозг исправил ошибки в предсказании -> мозг занёс новое предсказание в ваш опыт.

Напоследок важно добавить, что мозг отсекает всю лишнюю информацию от осознанного сознания, иначе человек «захлебнулся» бы в информационном шуме и слишком «тормозил», то есть медленно бы реагировал. Это, как если бы вдруг с одного компьютера весь город начал скачивать один и тот же фильм.

Теперь перейдем к детям:

Для успешной адаптации ребенка к окружающей действительности необходимо соблюдение трех условий:

  1. Достаточная готовность мозга (то есть здоровая физиология).
  2. Обогащенная внешняя среда, способная удовлетворить все познавательные потребности ребенка и предложить ему новые возможности развития; обогащение ОПЫТА ребёнка и понимание им различных КОНТЕКСТОВ.
  3. Активное взаимодействие c взрослыми, способствующими овладению речью и включению ребёнка в систему социальных отношений.

Анализируя сегодняшнюю действительность с точки зрения наличия перечисленных условий, можно понять, что, к сожалению, они не соблюдаются качественно.

  • Экологическая ситуация и изменения социальных условий, в которых находятся будущие родители, значительно чаще приводят к осложнениям при беременности и родах, которые, в свою очередь, определяют несформированность и дефицитарность различных зон мозга детей.
  • Социальная действительность также претерпела решающие изменения. Образ жизни, который ведут современные дети, не вполне удовлетворяет потребностям психического развития.

Сценарий нормального онтогенеза претерпевает значительные изменения, обедняется. Таким образом, «обедненность окружающей среды нaкладывается на деформацию церебральных и соматических механизмов развития» (А. В. Семенович).

Как следствие, мы можем наблюдать несовершенства в деятельности у детей. Задания, с которыми, в соответствии с нормой, они должны справляться, вызывают у них трудности. Другими словами, в детской популяции отмечается накопление патологической и препатологической симптоматики, перед которой специалисты, вооруженные традиционными методами коррекции, все чаще оказываются бессильны.

И здесь на помощь приходит нейропсихология.

Оказываемые коррекционные воздействия работают лишь отчасти, ослабляя проявление симптомов, но не приводя к их устранению. Почему же столь хорошо зарекомендовавшие себя методы сегодня оказываются малопродуктивными? Дело в том, что они направлены на сам симптом и мало учитывают природу его возникновения. Например, если у ребенка ослаблена память, то, скорее всего, ее будут «тренировать», предлагая различные задания на запоминание. А ведь часто нарушения памяти являются лишь наиболее заметной верхушкой айсберга, следствием несовершенной работы определенных зон мозга, которые были обеднены, а потом мало востребованы извне в раннем онтогенезе (до 3-х лет).

Разберем на примере чтения книги. Чтение книги – это психический процесс, который реализуется рядом высших психических функций:

  • функция программирования и контроля (формирование мотива и цели на чтение, формирование алгоритма действий);
  • функция зрительного символьного гнозиса (узнавание и распознавание букв и иных печатных символов);
  • функция устной импрессивной речи (внутреннее проговаривание при чтении, которое необходимо для понимания).
  • помимо названных, так же необходим целый ряд других высших психических функций: праксис – произвольные целенаправленные движения и действия (для манипулирования книгой), пространственный гнозис – восприятие пространства (чтение слева на право, правильная ориентация книги в пространстве) и другие.

На закономерностях психической деятельности нужно остановиться несколько подробнее. Перечислим эти закономерности с максимально простым пояснением:

  1. Неравномерность развития (каждая высшая психическая функция развивается неравномерно относительно других).
  2. Гетерохронность (высшая психическая функция, в зависимости от её актуальности для этапа развития человека, имеет периоды своего «усиления» и «ослабления», которые могут чередоваться).
  3. Сензитивность (каждая высшая психическая функция имеет наиболее благоприятные возрастные периоды для своего развития).
  4. Стадийность (высшие психические функции развиваются не по нарастающей, а скачкообразно).

Посмотрим это на примере зрительного гнозиса (восприятия): у детей зрительное восприятие до 5 лет отстает в развитии от тактильного (неравномерность развития), затем в период 5-6 лет оно становится более актуальное (гетерохронность) и происходит резкий качественный скачек его развития (стадийность).

Именно нейропсихология изучает особенности развития, работы, нарушения и восстановление когнитивных функций. А нейропсихолог – это тот специалист, который знает, как устроен мозг и владеет методами и приемами стимуляции и развития тех зон мозга, которые пока отстают от возрастных норм.

Надеемся, что Вам было интересно и понятно)

Запись на нейропсихологическую диагностику по тел.: 8-913-006-06-54

Закрыть