logo

«Почините мне ребенка»

Март. Очень много обращений с будущими первоклассниками с запросом подготовки к школе.
На первичную консультацию обратилась семья: мама с дочерью Наташей. Наташе в декабре исполнилось 7 лет. То есть на момент обращения девочке было уже 7 лет и 3 месяца.
В сентябре Наташа пойдет в 1-ый класс.

Девочка посещает общеобразовательный детский сад, кружок танцев. На учёте у специалистов ребёнок не состоит, мама жалоб на здоровье ребёнка не имеет.

Заявленная проблема: Наташа не может научиться читать.

На первичной диагностике выявили:

  • нарушение звукопроизношения (речь «смазанная», неразборчивая);
  • внимание, восприятие, память и мышление – соответствуют нижним границам нормы;
  • у девочки преобладает игровая мотивация, тестовые задания на внимание, память и мышление не вызывали у Наташи интереса. Ей интереснее играть с животными и куклами, то есть присутствует общая психическая и эмоциональная незрелость.

По окончании диагностики маме были даны рекомендации, в которых можно выделить 2 блока:

  1. Медицинский:
    • пройти медицинские обследования (даны рекомендации, что и где пройти);
    • обратиться за консультацией к неврологу.
  2. Педагогический:
    • занятия логопеда (на постановку и автоматизацию звуков речи; напомню, что если ребёнок не точно произносит звуки, значит писать он будет с ошибками и могут быть проблемы с пониманием прочитанного текста);
    • занятия нейропсихолога (на развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления);
    • занятия дефектолога (на формирование школьных навыков, элементарных математических представлений, навыков чтения и письма).

Мама сказала, что заниматься педагогически они будут.
Но по неврологии у них жалоб нет, поэтому на обследования и к врачу они не пойдут.

Жаль.

Психические процессы развиваются на основе правильно работающей физиологии.

Есть такой пример:

Велосипед. У него спущено колесо и нет одной педали. Можно на нем поехать?
Нет. Но если конечно постараться, то возможно, но это катание будет доставлять не удовольствие, а напряжение и постоянное преодоление.

Что же нужно сделать?
Сначала нужно починить велосипед, а потом кататься на нем в удовольствие.

Также и с ребенком: важно провести диагностику физиологии ребенка и, если нужно, пройти медицинское лечение. То есть найти причину, почему ребенок в 7 лет не готов к обучению и эмоционально незрелый, и, по возможности, устранить ее.
И тогда педагогические занятия будут более эффективными и результативными. А обучение будет доставлять ребенку радость.

Поэтому если мы, педагоги, видим у ребёнка (после 6,5 лет) трудности в формировании начальных навыков чтения и счета, низкий интерес к учебным заданиям, несформированность внимания и мышления, то всегда рекомендуем проверить здоровье ребёнка (провести медицинские обследования и проконсультироваться с неврологом). Если выявятся проблемы – то нужно заняться их лечением. Тогда все педагогические усилия (занятия) принесут эффект быстрее.

Если после диагностики будет выявлено, что с физиологией проблем нет, значит проводим только педагогическую и психологическую работу и формируем необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.

Но из практики могу сказать: что комплексная проблема со звукопроизношением, вниманием, мышлением и мотивацией не может возникнуть на фундаменте правильной физиологии.

Значит в физиологии есть проблема. И ее надо найти.

Вывод:

  1. Если ребёнок соматически здоров, у него крепкие мышцы, мозг развит по возрасту и нет нарушения кровоснабжения мозга через шейный отдел позвоночника, то это будет основой для правильного формирования и развития психических процессов и освоения школьной программы.
  2. Если проблемы физиологического здоровья оставить без внимания, то усилия дефектологов, логопедов и нейропсихологов не принесут максимальный результат. И в дальнейшем обучение в школе будет для ребёнка сложным и утомительным.
    А в норме – ребенок должен хотеть учиться и любить учиться.
  3. И «золотое правило» для всех:
    Сначала – лечим детей, потом – учим.
  4. И так не бывает, что педагоги сами, без участия родителей, все смогут исправить и починить.
Закрыть