«Почините мне ребенка»
Март. Очень много обращений с будущими первоклассниками с запросом подготовки к школе.
На первичную консультацию обратилась семья: мама с дочерью Наташей. Наташе в декабре исполнилось 7 лет. То есть на момент обращения девочке было уже 7 лет и 3 месяца.
В сентябре Наташа пойдет в 1-ый класс.
Девочка посещает общеобразовательный детский сад, кружок танцев. На учёте у специалистов ребёнок не состоит, мама жалоб на здоровье ребёнка не имеет.
Заявленная проблема: Наташа не может научиться читать.
На первичной диагностике выявили:
- нарушение звукопроизношения (речь «смазанная», неразборчивая);
- внимание, восприятие, память и мышление – соответствуют нижним границам нормы;
- у девочки преобладает игровая мотивация, тестовые задания на внимание, память и мышление не вызывали у Наташи интереса. Ей интереснее играть с животными и куклами, то есть присутствует общая психическая и эмоциональная незрелость.
По окончании диагностики маме были даны рекомендации, в которых можно выделить 2 блока:
- Медицинский:
- пройти медицинские обследования (даны рекомендации, что и где пройти);
- обратиться за консультацией к неврологу.
- Педагогический:
- занятия логопеда (на постановку и автоматизацию звуков речи; напомню, что если ребёнок не точно произносит звуки, значит писать он будет с ошибками и могут быть проблемы с пониманием прочитанного текста);
- занятия нейропсихолога (на развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления);
- занятия дефектолога (на формирование школьных навыков, элементарных математических представлений, навыков чтения и письма).
Мама сказала, что заниматься педагогически они будут.
Но по неврологии у них жалоб нет, поэтому на обследования и к врачу они не пойдут.
Жаль.
Психические процессы развиваются на основе правильно работающей физиологии.
Есть такой пример:
Велосипед. У него спущено колесо и нет одной педали. Можно на нем поехать?
Нет. Но если конечно постараться, то возможно, но это катание будет доставлять не удовольствие, а напряжение и постоянное преодоление.
Что же нужно сделать?
Сначала нужно починить велосипед, а потом кататься на нем в удовольствие.
Также и с ребенком: важно провести диагностику физиологии ребенка и, если нужно, пройти медицинское лечение. То есть найти причину, почему ребенок в 7 лет не готов к обучению и эмоционально незрелый, и, по возможности, устранить ее.
И тогда педагогические занятия будут более эффективными и результативными. А обучение будет доставлять ребенку радость.
Поэтому если мы, педагоги, видим у ребёнка (после 6,5 лет) трудности в формировании начальных навыков чтения и счета, низкий интерес к учебным заданиям, несформированность внимания и мышления, то всегда рекомендуем проверить здоровье ребёнка (провести медицинские обследования и проконсультироваться с неврологом). Если выявятся проблемы – то нужно заняться их лечением. Тогда все педагогические усилия (занятия) принесут эффект быстрее.
Если после диагностики будет выявлено, что с физиологией проблем нет, значит проводим только педагогическую и психологическую работу и формируем необходимые для обучения в школе знания, умения и навыки.
Но из практики могу сказать: что комплексная проблема со звукопроизношением, вниманием, мышлением и мотивацией не может возникнуть на фундаменте правильной физиологии.
Значит в физиологии есть проблема. И ее надо найти.
Вывод:
- Если ребёнок соматически здоров, у него крепкие мышцы, мозг развит по возрасту и нет нарушения кровоснабжения мозга через шейный отдел позвоночника, то это будет основой для правильного формирования и развития психических процессов и освоения школьной программы.
- Если проблемы физиологического здоровья оставить без внимания, то усилия дефектологов, логопедов и нейропсихологов не принесут максимальный результат. И в дальнейшем обучение в школе будет для ребёнка сложным и утомительным.
А в норме – ребенок должен хотеть учиться и любить учиться. - И «золотое правило» для всех:
Сначала – лечим детей, потом – учим. - И так не бывает, что педагоги сами, без участия родителей, все смогут исправить и починить.