logo

Слуховая речевая агнозия

По обращениям в наш Центр можно сказать, что раньше этот диагноз практически не встречался в заключениях неврологов.
Но сейчас данное состояние у детей диагностируют все чаще.

Напомним, что ЗРР (задержка речевого развития) – это не диагноз, это очень большой термин, который отражает симптом. Это проявление того, что речь ребёнка отстаёт в развитии от возрастных норм.
А диагноз – это указание на причину, почему задерживается речь.

Например: болит желудок (это симптом). А гастрит или язва желудка – это диагноз.
Также и с речью: задержка речевого развития – это симптом, проявление, а агнозия – это диагноз.

В зависимости от степени выраженности слуховой речевой агнозии мы можем наблюдать следующие симптомы:

  • нарушение понимания речи;
  • нетипичные замены звукового состава слова;
  • снижение слухоречевой памяти;
  • снижение слухового внимания.

Слуховая речевая агнозия похожа на сенсорную алалию. Оба нарушения возникают от поражения/незрелости в одном и том же месте головного мозга — височной доле. Разница только в том, что при сенсорной алалии мы получаем проблемы с областью Вернике (22 поле по Бродману), а при слуховой речевой агнозии затрагиваются районы в непосредственной близости – 41 и 42 поле по Бродману. Указанные поля расположены рядом.

Сенсорная алалия и агнозия очень схожи по проявлениям: ребёнок плохо понимает обращённую речь, может не реагировать на собственное имя, то вроде слышит, то как глухой.
Но есть между ними и отличия.
Ребёнок при слуховой агнозии не понимает звуки речи, не узнаёт их – то есть, имеет место нарушение фонематического слуха.

Например: «Встань и дай ложку» он может слышать как «..тан..и..ай…шку». Если степень агнозии довольно тяжелая, то при таком восприятии говорить о нормальном развитии речи и понимания не приходится.

А вот ключевая проблема сенсорных алаликов – разрыв между словом и образом. Они плохо слушают и ещё хуже запоминают значение слов. Но такие дети иногда могут говорить большие, бессмысленные наборы слов, правильно выговаривая слова. Они бы не смогли этого сделать, если бы распознавание звуков речи было неадекватным, как при агнозии.

Из-за непосредственной близости участков, отвечающих за эти два нарушения, нередко можно наблюдать их комбинацию или, по крайней мере, добавочные симптомы, что может осложнять правильную диагностику.

В нашем Центре мы работаем над развитием понимания речи и запуском речи при любых диагнозах у детей. Самое важное, начинать как можно раньше.

Запись на первичную диагностику и консультацию
по т.: 8-913-006-06-54

Закрыть