Дефектолог
Дефектолог – это специалист, который помогает ребенку познать все, или почти все, из того, что он должен знать по возрасту, но не освоил в силу своих возможностей.
В настоящее время сложилась путаница в названии профессии и многие считают, что логопед-дефектолог и дефектолог – это один и тот же специалист. Это неверно. Основная задача логопеда – это постановка и автоматизация звуков, развитие связной речи. Задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы речь у ребенка появилась, и ребенок был готов к занятиям логопеда.
Дефектология образовалась на стыке наук: философии, психологии, педагогики, медицины.
И дефектолог – это специалист, который работает с детьми с особенностями развития и помогает им развиваться правильно, адаптироваться к условиям окружающей действительности, научиться учиться, общаться и по возможности – стать самостоятельными.
Как правило, дефектолог – это первый специалист, который должен начинать работу с ребенком, имеющим особенности в развитии, и его семьей в целом. Потому что именно от семьи, включенности родителей в коррекционный процесс, зависит успех всей проводимой в последствии реабилитационной работы.
Дефектолог проводит работу с категориями детей:
- все малыши до 3-х лет;
- неговорящие дошкольники;
- дети школьного возраста с особыми образовательными потребностями;
- дети с нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы и коммуникации.
Работает с диагнозами и состояниями:
- ТЗРР (темповая задержка речевого развития);
- Последствия ППЦНС (перинатального поражения центральной нервной системы), гипоксии, асфиксии, ишемии;
- ОНР (общее недоразвитие речи);
- Сенсорная, моторная, сенсомоторная алалия;
- Нарушения опорно-двигательного аппарата;
- РАС (расстройство аутистического спектра), аутизм;
- Умственная отсталость.
Почему родители обращаются к дефектологу?
Основная причина обращений – это задержка речевого развития у ребенка. И когда речи у ребенка нет, то появляются особенности в поведении у детей, с которыми родителям сложно справиться самостоятельно.
В чем могут проявляться сложности в поведении:
- дети визжат, кричат, падают на пол;
- не отпускают маму ни на минуту;
- не интересуются игрушками, не замечают их;
- игрушки замечают, но вся игра сводится к тому, что ребенок высыпает игрушки из контейнеров/коробок, не играет ими по назначению.
- на улице убегает от родителей;
- предпочитает одни и те же маршруты;
- не отзывается на имя;
- не играет с мамой в «Ладушки», «Сороку», «Гуси-гуси»;
- не реагирует на обращенную к нему речь;
- не выполняет просьбы родителей;
- игнорирует сверстников;
- с ребенком сложно сходить к врачу, в магазин;
- не позволяет маме почитать ему книжку, ребенок забирает книжку или стремится быстрее перевернуть страницу.
И запрос родителей к дефектологу звучит так: ребенок должен слушаться, уместно себя вести дома и вне дома, уметь играть и разговаривать.
Как работает дефектолог?
Речь – это самая-самая высшая психическая функция. И чтобы она появилась – важно сделать для неё основание.
И именно дефектолог – тот специалист, который умеет его делать.
Можно выделить 6 составляющих этого основания (над формированием чего работает дефектолог):
- Формирование навыка сотрудничества – ребёнок учится быть в контакте со взрослым (родителем или педагогом) и получает удовольствие от общения и совместной игры.
- Развитие слухового внимания и восприятия – ребенок учится всегда реагировать на речь, смотреть на человека, который к нему обращается.
- Развитие понимания речи. Пока ребенок не научится понимать речь, он не сможет говорить.
- Формирование навыка имитации – ребёнок смотрит на взрослого и научается повторять за ним движения рук, ног, тела, а далее артикуляцию и произношение звуков, слогов, слов.
- Формирование навыка просьбы – ребёнок учится просить: жестами, звуками…
- Ребёнок учится стараться и прилагать усилия, повторять одно действие несколько раз.
Если у ребёнка нет физиологических проблем, то при наличии этих шести умений – ребенок заговорит.
Когда к нам приходит неговорящий ребёнок, то наши дефектологи первоначально работают именно по этим 6 шагам.
Иногда у ребёнка есть нежелательное поведение (то есть ребёнок ведёт себя неуместно ситуации, разрушает пространство, причиняет вред себе или окружающим).
В этом случае – коррекция нежелательного поведения будет первоначальной работой дефектолога.
И только потом 6 шагов к запуску и развитию речи.
Для того, чтобы желаемые навыки сформировались быстрее, и ребёнок заговорил, мы рекомендуем добавить занятия по Методу Томатис.
Именно связка «Дефектолог + Томатис-терапия» = даёт быстрый результат на запуск и развитие речи у ребенка.
Когда ребенок начинает говорить фразами и простыми предложениями, мы добавляем в расписание ребенка занятия логопеда на коррекцию звукопроизношения.
До этого момента (пока ребенок не заговорил), занятия логопеда бесполезны.
Первичная диагностика дефектолога
Это самый важный этап всей предстоящей абилитационной/реабилитационной работы с ребенком.
Дефектолог:
- через наблюдение, игру с ребенком и беседу с родителями проводит диагностику ребенка;
- рассказывает об уровне актуального развития ребенка;
- подробно разъясняет механизм формирования выявленного нарушения;
- и составляет индивидуальный коррекционный маршрут (план работы).
Длительность первичной диагностики ребенка и консультации родителей – 1,5-2 часа.
От того, насколько профессиональным будет дефектолог и насколько качественно будет проведена первичная встреча зависит результативность всей дальнейшей коррекционной работы.
В нашем Центре – лучшая первичная диагностика дефектолога по вопросам задержки речевого развития и запуска речи.
Не теряйте времени: чем раньше начать коррекцию, тем легче и быстрее можно добиться результатов. Никого не слушайте, что нужно ждать 3-х или 4-х лет и ребенок сам заговорит.
Ребенок должен начать говорить фразой в 2 г. 3 мес. В 3 года ребенок должен разговаривать как взрослый человек.
Если речь не развивается, то и мышление ребенка начинает отставать в своем развитии.
Дети, заговорившие после 4-х лет, имеют трудности в обучении в школе.
Запись на первичную диагностику к дефектологу
по тел.: 8-913-006-06-54
Приглашаем в раздел Статьи, подраздел «Запуск речи и развитие ребенка», в нем собрано много полезной информации для родителей.