Логопед
В нашем Центре Дефектолог и Логопед – это два разных специалиста.
Дефектолог учит ребёнка:
- понимать речь;
- быть в контакте с педагогом (смотреть на педагога, слышать и слушать его, играть с ним);
- выполнять инструкции;
- говорить;
- выражать просьбу речью, а не криком;
- выполнять его инструкции;
- уметь повторять за взрослым несколько раз;
- регулировать своё поведение по просьбе педагога.
А логопед – делает речь ребенка правильной и красивой:
- ставит и автоматизирует звуки;
- учит красиво и правильно строить предложения;
- обогащает словарный запас;
- обобщает и систематизирует знания по лексическим темам;
- формирует навыки чтения и письма.
С какими диагнозами и состояниями у детей работает логопед?
- темповая задержка речевого развития;
- выход из сенсомоторной алалии;
- моторная алалия; выход из моторной алалии;
- дислалия;
- дизартрия;
- ОНР (общее недоразвитие речи) II, III, IV уровней. С ОНР I-го уровня работает дефектолог.
- дисграфия, дислексия.
Какие навыки должны быть у ребенка, чтобы занятия логопеда были результативными?
- ребёнок хорошо понимает обращённую речь, умеет выполнять инструкции;
- ребенок смотрит на лицо педагога, его артикуляцию, стремится повторять артикуляцию и произносимые звуки (этот навык у детей формируется с младенчества и к 2,5 годам становится осознанным);
- ребенок может выразить свою просьбу фразой.
Кому и в каких случаях подходят занятия логопеда?
- ребёнок старше 3-х лет;
- ребёнок говорит фразами и предложениями, но его речь «смазанная», малоразборчивая;
- у ребенка богатая развернутая речь, но некоторые звуки произносит неправильно;
- у школьника имеются трудности в освоении навыков письма и чтения;
- у взрослого человека присутствуют нарушения звукопроизношения.
Коррекция звукопроизношения
Поставить и автоматизировать звуки – это самый частый запрос родителей, потому что:
- речь ребёнка должна быть понятной им и окружающим;
- правильное звукопроизношение – основа успешного овладения ребёнком чтением и письмом.
Если ребёнок неправильно произносит один или несколько звуков, то он может не понимать смысл прочитанного, а также писать с ошибками, из-за чего будет снижаться общая успеваемость ребенка и даже мотивация к обучению.
Поэтому важно, чтобы к началу школьного обучения все звуки были правильными.
В каком возрасте уже можно оценить правильность звукопроизношения?
К 5 годам ребёнок все звуки родной речи должен произносить точно.
Часто родители не замечают проблем звукопроизношения у ребёнка, поэтому целесообразно в 5 лет провести диагностику речи ребёнка у логопеда, чтобы не пропустить неточностей в звуках, и было время до школы на их отработку.
Из каких этапов состоит работа по коррекции звукопроизношения?
- Диагностика – логопед проводит обследование, выявляя «проблемные» звуки, и составляет план работы. Звуки не ставятся все одновременно. Существует очередность в постановке звуков.
- Логопедические занятия, в рамках которых осуществляется непосредственная работа.
Логопедическое обследование
Логопедическое обследование (диагностика) – это выявление особенностей развития речи, характера и причины имеющихся нарушений.
Проводя диагностику, логопед:
- определяет уровень речевого развития ребенка и его соответствие возрасту;
- дает рекомендации родителям по развитию речи ребёнка;
- советует к каким специалистам ещё необходимо обратиться и почему.
Как проходит логопедическое обследование?
- Сбор анамнеза (как протекала беременность, роды, когда малыш закричал, были ли какие-либо травмы, когда появилось гуление, лепет, когда начал сидеть, ходить, в каком возрасте появились первые слова…)
- Наблюдение за поведением ребенка и его игрой (контактность, интерес к окружающему, к игрушкам…)
- Оценка понимания речи.
- Обследование артикуляционного аппарата (прикус, наличие или отсутствие зубов, состояние языка, подъязычной связки).
- Обследование звукопроизношения.
- Обследование состояния общей и мелкой моторики.
- Обследование фонематического слуха.
- Обследование слоговой структуры слова (пропуски, перестановки звуков, слогов).
- Оценка уровня словарного запаса ребенка (пассивного и активного).
- Оценка состояния грамматического строя речи (словоизменение и словообразование).
- Оценка уровня развития связной речи (составление предложений по картинкам, пересказ, составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; умение вести диалог по теме).
- Обследование внимания, памяти, мышления.
- Обследование навыков письменной речи и чтения (у школьников).
- Ознакомление, при наличии, заключений врачей: невролога, психиатра, окулиста, отоларинголога.
Логопедическое обследование – обязательно при обращении к логопеду. Только учитывая результаты диагностики, специалист может выстроить дальнейший план коррекционно-развивающей работы.
Как строится занятие логопеда?
- Логопедический массаж (по показаниям).
- Артикуляционная гимнастика – подготовка речевого аппарата ребёнка к постановке звука.
- Работа по постановке звука.
- Автоматизация звука – закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.
- Развитие связной речи (диалог и монолог).
- Обогащение представлений об окружающем мире, развитие словарного запаса, а также психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления).
Работа со взрослыми
В нашем Центре накоплен значительный опыт работы со взрослыми людьми, которые имеют неправильное звукопроизношение одного или нескольких звуков.
Как правило, достаточно 1-4 занятий, чтобы решить проблему.
Приглашаем детей и взрослых на занятия за правильной и красивой речью.
Запись на диагностику и консультацию к логопеду по тел.: 8-913-006-06-54
Будем рады быть Вам полезными ❤️