Нейропсихолог
Кто такой нейропсихолог?
Нейропсихология – это наука, которая находится на стыке психологии и неврологии. Она изучает мозговую организацию высших психических функций, т. е. исследует какие участки и процессы в головном мозге отвечают за восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь, поведение, эмоции, саморегуляцию…
Именно эти процессы определяют успешность развития ребёнка и лежат в основе его дальнейшего обучения.
Работа детского нейропсихолога основывается на знании и учете закономерностей развития и функционирования нервной системы и мозга ребенка в онтогенезе (в процессе развития).
Деятельность детского нейропсихолога заключается в диагностике уровня сформированности высших психических функций ребенка и выявлении тех областей мозга, которые недостаточно созрели для выполнения «своих обязанностей», что приводит к трудностям в обучении, социальном взаимодействии, проблемам в поведении.
То есть основная задача нейропсихолога – выявление (во время нейродиагностики) сильных и слабых сторон мозга и приведение их к балансу (во время последующих занятий).
Для каждого ребенка на основе нейродиагностики специалист выстраивает индивидуальный план коррекционно-развивающей работы.
Нейропсихолог точно знает, как устроен мозг и какие участки и процессы в головном мозге отвечают за конкретные умения и навыки.
Какие признаки свидетельствуют о том, что ребёнку необходима консультация нейропсихолога?
- Присутствует моторная неловкость (ребенок часто спотыкается, врезается в других детей, не чувствует своих габаритов, не может поймать мяч, плохо завязывает шнурки, с трудом расстегивает пуговицы).
- Не сразу откликается на речь, «не слышит» просьбу, инструкцию или замечание взрослого с первого раза (при условии что понимание речи у ребёнка хорошее). Если ребёнок НЕ ПОНИМАЕТ РЕЧЬ, то эффективнее занятия ДЕФЕКТОЛОГА.
- Присутствует чрезмерная гиперактивность или медлительность.
- Ребёнок не умеет выделять основные признаки предмета (цвет, форма, размер), при условии, что он хорошо понимает речь.
- Ребенок старше 5 лет имеет проблемы в речевом развитии (маленький словарный запас, «смазанность» речи и несогласованность слов в предложении). При этом ребенок посещает занятия логопеда на постановку и автоматизацию звуков, развитие речи, но прогресс слабый.
- Ребенку тяжело следовать правилам (как в игре, так и в жизни), он неуправляем и импульсивен.
- Дошкольник имеет трудности с овладением начальными навыками письма, чтения, счета.
- Младший школьник имеет «зеркальное» письмо, «грязную» тетрадь, смешивает глухие и звонкие буквы при письме.
- Быстрая утомляемость, отвлекаемость, школьник «витает в облаках» при выполнении домашнего задания.
- Не понимает прочитанный текст и не может передать его смысл.
- Ребёнок плохо запоминает материал (правила, стихотворения).
- Двигает языком или ногами при письме и рисовании.
- Ребенок старше 6 лет плохо ориентируется в пространстве (путает направо-налево, вверх-вниз).
Как работает нейропсихолог:
- Проводит диагностику сформированности двигательных навыков, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи, поведения, эмоций, самоконтроля…
- Выявляет те области мозга, которые недостаточно созрели для выполнения «своих обязанностей».
- И далее проводит занятия, на которых подбирает упражнения для коррекции и развития этих отделов мозга, в результате чего у детей качественно изменяются психические процессы, а значит детям легче учиться и адаптироваться к школе и жизни.
Достижение необходимых результатов идёт через формирование новых нейронных связей.
Детский мозг крайне пластичен, поэтому работа идёт быстрее и эффективнее в возрасте от 3 до 12 лет.
Но это не означает, что нейропсихолог не может помочь взрослому человеку. Может!
В нашем Центре есть успешные кейсы работы со взрослыми пациентами, в частности при восстановлении после инсульта речи, чтения, письма, памяти, ориентировки в теле, пространстве и времени.
Немного науки: как поэтапно вызревают системы и функции организма?
Сначала изучите схему в виде пирамиды.
И после этого переходите к чтению.
Итак: существует определенная поэтапность развития мозговых структур, в которой сенсорные системы (системы ощущений) занимают «нижний» этаж, то есть являются фундаментом развития ребенка.
«Верхние» этажи (к которым относятся слухоречевые навыки, зрительно-моторная координация, контроль за положением тела, поведение, академическое обучение и т.д. – зелёный и голубой на картинке) непосредственно зависят от «нижнего» этажа.
Если наш фундамент слабый и шаткий, то многоэтажный дом на нем выстроить будет сложно (то есть если базовый сенсомоторный уровень плохо развит, то и все остальное не будет качественным и надежным).
Что делать?
Решает проблему сенсомоторная коррекция.
Кто их проводит:
- нейропсихолог (занятия);
- дефектолог (включает отдельные упражнения в структуру своего занятия).
Сенсомоторная коррекция – это вид нейропсихологической работы, суть которой заключается в воздействии на сенсорную и моторную сферу ребенка для оптимизации его высших психических функций (внимания, мышления, речи и т.д.)
Мишень сенсомоторной коррекции – базовый сенсомоторный уровень, а не высшие психические функции сами по себе.
Это значит, что нейропсихологи и дефектологи работают с 1-ым и преимущественно со 2-ым уровнями (на картинке они желтого и оранжевого цветов).
Большая часть трудностей и проблем ребенка связана с самыми ранними этапами его развития. Сенсомоторная коррекция предполагает «возвращение» к внутриутробному периоду и раннему детству, к моменту, когда сенсорная и моторная сфера малыша только начали развиваться.
Можно сказать, что в процессе занятий, система движений и восприятий выстраиваются заново.
Как проходят занятия по психомоторной коррекции?
Занятия включают в себя дыхательные и глазодвигательные упражнения, а также различные виды ползания, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности.
Кроме этого, уделяется внимание методам, направленным на улучшение произвольного контроля – упражнения для развития переключаемости, игры с правилами и стоп-игры. Используется определенная форма внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности.
То есть осуществляется важное правило, которое должны помнить все взрослые: «контроль не вместо ребенка, а ВМЕСТЕ с ребенком».
Сенсомоторная коррекция эффективна при наличии следующих особенностей:
- гиперактивность;
- эмоциональная незрелость;
- трудности в артикуляции;
- рассеянность внимания;
- задержка в развитии моторных навыков;
- неуклюжесть;
- темповые задержки в развитии;
- СДВГ;
- трудности в обучении и др.
Каких улучшений можно ждать, если регулярно заниматься?
- улучшается общая работоспособность;
- все виды памяти;
- равновесие, координация;
- крупная и мелкая моторика;
- улучшение саморегуляции;
- зрительное и слуховое восприятие;
- способность к обучению.
Стоит отметить, что занятия являются эффективными при регулярном посещении – не менее 2 раз в неделю в течение 5-8 месяцев.
Записаться в наш Центр на диагностику и занятия можно
по тел.: 8-913-006-06-54
Как определить самостоятельно нужен ли нейропсихолог Вашему ребёнку?
Если из приведенного ниже списка Вы можете отнести к своему ребенку три и более утверждения, то Вам необходимо пройти нейродиагностику, по результатам которой будет решено, нужны ли занятия нейропсихолога или Ваш ребенок полностью здоров:
- ребенок испытывает трудности в школьном обучении (усвоение школьной программы, медленный темп работы, проявление лени и т.д.);
- у ребенка стоит или стоял диагноз: ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, РАС, перинатальная энцефалопатия;
- ребёнок имеет различные расстройства в области логопедии (дислексия, дисграфия, дизартрия и пр.);
- у ребенка была родовая травма, травма головы или операции под общим наркозом;
- ребенок родился с помощью КС;
- в поведении ребенка наблюдаются следующие трудности: моторная неловкость; «не слышит» с первого раза; не может успокоиться по просьбе взрослого; ничего не интересно; часто ленится; очень стеснительный; трудно находит контакт с другими детьми; проявляет агрессию; присутствует чрезмерная гиперактивность; бывает неуправляемым и т.д.
Самый эффективный возраст для нейропсихологического воздействия — от 4 до 12 лет, так как именно в этом возрасте мозг более пластичен.
Чем раньше начать нейропсихологические занятия, тем они эффективнее и родители быстрее видят положительный результат.
К нейропсихологу мы берём только тех ребят, которые уже понимают обращённую речь, их собственная речь минимум в форме простых предложений, они умеют выполнять инструкции. Если ребёнок пока не имеет этих навыков, то эффективнее посещать занятия дефектолога. Иначе нейропсихолог будет заниматься не своей работой, а все-таки дефектологией.
Записаться на диагностику по т.: 8-913-006-06-54
Нейродиагностика: Как подготовиться к нейродиагностике, чтобы она прошла эффективно?
ГОТОВИМ РЕБЕНКА:
- Важно подобрать оптимальное время для диагностики ребёнка. В какое время Ваш ребёнок будет в меру активен, сыт и в хорошем настроении. Ориентируйтесь в первую очередь на ресурсное время для ребёнка, а не своё. И если в режиме дня ещё присутствует дневной сон, то не записывайте его на диагностику в это время.
- В зависимости от возраста ребёнка необходимо на доступном ему языке рассказать, куда он идёт и зачем. Например, если у младшего школьника есть дисграфические ошибки при письме, то можно предоставить ему следующую информацию: «Завтра мы с тобой пойдём к специалисту, который поможет тебе научиться правильно писать. Он не ставит оценки». Важно снять тревогу и излишнее волнение. А дошкольнику можно сказать: «Будем готовиться к школе».
- Не стоит заранее учить ребенка правильно отвечать на вопросы («Тебя будут спрашивать, а ты скажи…, и не забудь еще …») Такие подготовки приведут только к боязни ошибиться, сказать не так, как «мама учила».
- Не стоит искать в интернете варианты нейропсихологических проб и пытаться «натаскать» ребёнка на них – этим Вы только «сгладите» проявление проблемы, но не устраните ее.
А цель нейродиагностики именно найти причины проблем, чтобы в дальнейшем их проработать.
ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛОГО:
- Определите те проблемы в поведении и обучении, которые волнуют Вас, на что жалуется воспитатель или учитель.
- Вспомните, как протекали беременность и роды, как развивался малыш до года (его моторное и речевое развитие, например, когда начал держать голову, ползать, ходить, когда появились первые слова и фразы), чем болел. Если Вы вели дневник развития Вашего ребенка, то полезным будет взять его с собой.
- Если Ваш ребёнок состоит на диспансерном учёте у узких специалистов (невролог, психиатр, кардиолог, аллерголог…), то возьмите с собой их заключения и результаты обследований (ЭЭГ, МРТ, УЗИ сосудов головного мозга, сурдологическое обследование…)
- В случае, если волнуют учебные проблемы по конкретным предметам (русский язык, математика), приготовьте школьные тетради.
- Возьмите с собой любимую вещь или игрушку ребенка, так ему будет проще адаптироваться к новой ситуации или скоротать время после диагностики, когда специалист будет общаться с родителями.
При такой подготовке мы сможем провести диагностическое занятие с максимальной пользой для Вас и Вашего ребёнка!
Как проходит нейродиагностика?
Чтобы снизить волнение на любом мероприятии, важно понимать, что будет на нём происходить.
- Ребенку предлагаются различные задания: назвать или показать картинки, что-то нарисовать, запомнить, повторить движения…
- Нейропсихолог собирает обширные анамнестические данные (беседует с родителями, изучает медицинские документы при их наличии).
- Далее нейропсихолог делает выводы о том, какая из зон головного мозга «дала сбой» или «не вызрела», и как помочь ребенку.
- По окончании консультации нейропсихолог рассказывает родителям о том, что является причиной проблем. Если необходимо – рекомендует каких еще специалистов необходимо посетить, чтобы решение проблемы было комплексным.
- Если выявится необходимость, то нейропсихолог предложит посещение нейропсихологических занятий с целью коррекции или развития, определит их частоту.
Записаться на диагностику по т.: 8-913-006-06-54
Будем рады быть Вам полезными ❤️